Православное отношение к животным

Православное отношение к животным

Сообщение guest » 30 май 2012, 17:11

Православное отношение к животным
http://odigitrya.at.ua/news/pravoslavno ... 9-09-29-64
Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “меньшим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.
Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников[1].

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <...> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го— В. К.)[2].

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <...> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”[3]. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них[4].

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”[5].

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

...Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.
Аватара пользователя
guest
Зарегистрированные пользователи
Модератор
 
Сообщения: 1429
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 00:35

Re: Православное отношение к животным

Сообщение guest » 25 авг 2013, 08:47

ДИАКОН ПАВЕЛ ШУЛЬЖЕНОК. ЗАЩИТА ЖИВОТНЫХ КАК ПРАКТИКА ХРИСТИАНСКОГО МИЛОСЕРДИЯ. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

http://spbda.ru/news/a-3114.html

На сегодняшний день такой аспект гуманитарной деятельности, как защита животных, практически исключён из сферы социального служения Церкви. Люди, самоотверженно занимающиеся спасением и обустройством брошенных животных, защитой их от человеческой жестокости, по ряду причин оказались вне привычного нам церковного круга.
_____________________________________________________
Христианство по сути своей если не антропоцентрично, то, во всяком случае, антропно. Суть его можно выразить как взаимоотношение Бога и человека. Поэтому совершенно естественно, что всякая проблема, касающаяся христианства, должна касаться человека и его спасения, в противном случае для христианства и Церкви она не интересна. Вполне разделяя этот принцип, я должен сказать, что тема доклада направлена на благо человека и преследует, в первую очередь, его интересы.
На тему взаимоотношений человека и окружающего мира можно говорить долго. Для человека, мало-мальски образованного в плане богословия, здесь всё должно быть предельно ясно. В самых общих чертах взаимоотношение человека и мира изложено в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Гораздо глубже и детальнее вопрос разработан в трудах преподобного Максима Исповедника, преподобного Силуана Афонского, святителя Луки Войно-Ясенецкого и многих других. Но если резюмировать кратко, человек поставлен над всем миром владычествовать не в смысле потребления, а в смысле заботы о мире. И если окружающий мир воспринимать как среду человеческого обитания, созданную для человека, нужно быть очень разумным и осторожным, чтобы не истолковать это, как право бездумно потреблять и использовать. Прежде всего, человек, созданный по образу и подобию Божиему, должен по образу и подобию изливать свою любовь на всё, что предано его власти. И тогда это будет сообразно человеческой божественности. Возможность любить, заботиться и мудро править — вот основная польза, которую человек извлекает для себя из окружающего мира. И когда он забывает об этом, он неминуемо отдаляется от того, к чему призван, делаясь всего лишь самым успешным хищником. Не пастырем мира, но его волком.
Перейдём непосредственно к означенной проблеме. На сегодняшний день такой аспект гуманитарной деятельности, как защита животных, практически исключён из сферы социального служения Церкви. Люди, самоотверженно занимающиеся спасением и обустройством брошенных животных, защитой их от человеческой жестокости, по ряду причин оказались вне привычного нам церковного круга. И было бы несправедливым всю вину за это свалить на них. Сам я неоднократно был свидетелем того, как робкие попытки кого-то из защитников животных существовать в Церкви встречали в лучшем случае недопонимание. Но что хуже всего, обычно такие люди сталкивались в Церкви с отчуждением и остракизмом, словно защита животных является каким-то постыдным грехом, сравнимым с блудом или колдовством. Что тому является причиной? По сути здравых причин нет. Из нездравых можно констатировать только незнание людьми церковными вышеозначенной христианской концепции человека и творения.
Крайне невежественным и одиозным представляется мнение, что модель взаимоотношения человека с животным миром безразлична для его духовной жизни, что можно быть добрым христианином и при этом убивать и мучать животных себе на потеху.
В 1966 г. доктор Хеллман и доктор Натан Блэкмен выяснили, что 75 % из осуждённых в связи с насилием над личностью также издевались над животными. Исследования, проводившиеся позже, все как одно подтвердили эти выводы. Даже наше светское законодательство, а именно 245 статья УК констатирует, что жестокое обращение с животными посягает на общественную нравственность. Вряд ли можно утверждать, что общественная нравственность не относится к сфере христианского благочестия и не имеет отношения ко спасению человека.
Человеческие взаимоотношения с животными самым прямым образом входят в круг интересов Церкви и должны привлекать к себе её внимание. Любые негативные проявления в этой сфере, такие как жестокость, садизм, безразличие, должны порицаться, а благие и хорошие начинания в этой сфере всячески поддерживаться и благословляться Церковью.
Само по себе мое сообщение не является чем-то новым и, казалось бы, не должно быть открытием ни для кого. Церковное Предание сохранило для нас множество примеров святых, множество мудрых наставлений: это и житие святителя Власия Севастийского, и история преподобного Герасима Иорданского, и всем известный эпизод из жизни преподобного Сергия Радонежского, а позже и преподобного Серафима Саровского. Я мог бы назвать ещё множество менее известных святых, давших нам образ соответствующего отношения. Однако реальное положение дел этому совершенно не соответствует.
Тема отношения к животным совершенно игнорируется, и это при том, что в обществе наметились крайне тревожные тенденции в этом плане. Такой шквал сообщений об издевательствах над животными, какой проходит в новостных лентах сейчас, просто беспрецедентен. Можно сказать, учитывая упоминавшиеся исследования, что это нам грозит тяжелыми социальными последствиями. Удаляться от этого Церковь никак не может и не должна.
Сегодня защитники животных находятся в сложном положении. Являясь администратором профильной группы в социальной сети и диаконом Русской Православной Церкви, могу констатировать, что эти люди буквально алчут слышать утешающее и ободряющее пастырское слово. Эти люди истосковались по Церкви, которая не замечает сегодня их проблем. Не понятые, по сути, брошенные люди с добрыми сердцами — вот самая большая трагедия.
Что мы можем и должны сделать, каковы перспективы? Ещё не поздно всё изменить. Можно обратить своё внимание на эту проблему, можно взять под свою пастырскую опеку существующие объединения зоозащитников, услышать их плачь, ободрить пастырским словом. Дать им новые силы делать то, что они делают. Вот основное послание, содержащееся в моём докладе.
На приходах, специально для защитников животных, можно организовывать молебны ко святым, которые при жизни засвидетельствовали заботу о животном мире. По счастью, святых таких множество, с этим у нас не должно быть никаких проблем.
Мы можем благословлять благотворительные ветеринарные клиники и приюты для животных, тем более, что лично я проинформирован о такой потребности. Можно и нужно открывать православные информационные ресурсы соответствующего профиля. И самое главное, нужна чуткая проповедь, которая помогла бы людям выработать правильное отношение к защите животных, которую они осуществляют, при этом саму их деятельность не принижая. Мы должны людям дать понять, что их боль нам понятна, что они нам не чужие.
Вообще в нашей проповеди тема человечного отношения к животным не должна замалчиваться, она более чем актуальна. Всего же форм адекватной церковной поддержки может быть множество, я обозначил только самые очевидные направления.
Я уверен, выиграют от такой поддержки все. И наше общество, которому не дадут ожесточиться, и защитники животных, многие из которых найдут своё место в Церкви, ну и наконец, та живая тварь, что стенает и мучается, ожидая дня славы сынов Божиих.
В заключение хотелось бы развенчать миф, гласящий, что любящие животных обкрадывают любовью людей и что, решая проблемы животных, мы не решаем людских проблем. Как писал владыка Каллист (Уэр): «Призыв «любить всех» означает, что мы должны любить все творение: прежде всего людей, но также и животных, растения и вообще каждую и всякую часть природы». Христианская любовь, как знаем мы с вами, подобно свету изливается вокруг, не делая различий. И либо она есть, либо её нет.
Та ожесточённость зоозащитников, та болезненность их реакций, с которыми я часто сам сталкивался, объясняются очень просто. Этих людей отвергли, их никто не слышит, они кричат от боли. И они преображаются, стоит их только выслушать и хоть немного утешить. Что касается выбора между проблемами животных и проблемами людей, то совершенно очевидно, что выбора на самом деле нет. Всё это – проблема людей, это наша проблема.

//Доклад диакона Павла Шульженка, клирика храма Александра Невского в Красном Селе, студента 5 курса Московской духовной семинарии, на конференции по социальному служению, СПбПДА, 7-8 июня 2013 года.
Аватара пользователя
guest
Зарегистрированные пользователи
Модератор
 
Сообщения: 1429
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 00:35


Вернуться в Позитивные зооновости: посмотрите и станьте добрее...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6