Программа обращения с домашними животными и регуляции их численности в г. Харькове на 2007-2012 гг.

Программа обращения с домашними животными и регуляции их численности в г. Харькове на 2007-2012 гг.

Сообщение Alisa » 10 сен 2012, 15:29

Программа обращения с домашними животными и регуляции их численности в г. Харькове на 2007-2012 гг.

http://animals.kharkov.ua/node/67

РЕШЕНИЕ

С изменениями и дополнениями, внесенными решениями Харьковского городского совета 26 сессия 5 созыва от 23.10.2008 г. № 303/08 31 сессия 5 созыва от 25.02.2009 г. № 53/09

От 03.10.2007 г. № 216/07 г. Харьков

Об утверждении "Программы обращения с домашними животными и регуляции их численности в м. Харькове на 2007-2012 гг."

С целью реорганизации существующей в г. Харькове системы обращения с домашними животными, по закону Украины "О защите животных от жестокого поведения", на основании ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", руководствуясь ст. 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", Харьковский городской совет

РЕШИЛ:
Утвердить "Программу обращения с домашними животными и регуляции их численности в г. Харькове на 2007-2012 г. г." (добавляется).
Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию Харьковского городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерной инфраструктуры города и секретаря Харьковского городского совета Кернеса Г.А.

Городской председатель М.М. Добкин

Приложение к решению 15 сессии Харьковского городского совета 5 созыва "Об утверждении "Программы обращения с домашними животными и регуляции их численности в г. Харькове на 2007-2012 гг." от 03.10.2007 г. № 216/07

Программа обращения с домашними животными и регуляции их численности в г. Харькове на 2007-2012 гг.


1. Общие вопросы

Анализ ситуации в сфере обращения с домашними и другими животными дает возможность сделать вывод, что существующая в данное время в Харькове система регуляции численности беспризорных животных путем их истребления противозаконна, не гуманна, финансово расходная и неэффективна. В городе отсутствует система мониторинга численности беспризорных животных, не ведется анализ эффективности проведенных мероприятий по снижению их численности, отсутствуют научно и экономически обоснованные методы решения данной проблемы.

В результате изучения практического опыта европейских стран и других городов Украины в данной сфере, следует сделать вывод, что наиболее эффективным и научно подтвержденным методом уменьшения численности беспризорных животных является метод их стерилизации хирургическим путем. С этой целью необходимо организовать работу по проведению массовой стерилизации всех беспризорных животных в городе и проводить широкую агитацию среди владельцев животных о необходимости стерилизации своих питомцев.

Массовая стерилизация 4-5 тыс. беспризорных животных в течение первого года уже обеспечит стойкую динамику снижения их численности на территории города. Продолжение этой работы в течение следующих 4-5 лет, в тех же объемах, позволит довести численность этих животных до минимального уровня, необходимого для городской среды. Для внедрения массовой стерилизации необходимо организовать работу по отлову беспризорных животных. С этой целью нужно разработать и утвердить в соответствии с действующим законодательством Порядок отлова беспризорных животных на территории Харькова.

Для осуществления отлова беспризорных животных необходимо определить исполнителя, уполномоченного в сфере обращения с животными в Харькове. На базе этого предприятия следует развернуть работу по массовой стерилизации беспризорных животных. Беспризорным животным, которые прошли стерилизацию, вакцинацию, регистрацию, идентификацию может быть предоставлен статус "санитарной собаки города" и они могут быть выпущены в городскую среду с учетом уже имеющейся плотности популяции животных в районе выпуска. Выпуску подлежат исключительно неагрессивные, здоровые животные. Приоритетной является передача стерилизованных беспризорных собак любителям животных.

С целью обеспечения сбора и обработки информации о динамике численности животных в городе, прогнозирования ее изменений, оценки эффективности проведенных мероприятий, разработки рекомендаций для принятия последующих решений, необходимо организовать систему мониторинга ситуации, которая происходит в сфере обращения с бездомными животными. К этой работе целесообразно привлечь студентов биологического факультета Харьковского национального университета имени Каразина, Харьковской государственной зооветеринарной академии, сотрудников жилищных организаций, представителей общественных организаций в сфере защиты животных.

Ввиду того, что одной из причин пополнения популяции беспризорных животных в городе есть безответственное к ним отношение их владельцев (животные оказываются выброшенными, брошенными в местах продажи), отсутствия в городе службы поиска животных, которые потерялись, необходимо организовать работу, направленную на осознание владельцами ответственности за своих воспитанников, гуманного отношения к беспризорным животным, решению проблемы беспризорных животных цивилизованными методами.

С целью создания эффективного финансового механизма регуляции численности животных на территории города необходимо обеспечить максимальные поступления в городской бюджет сумм сбора с владельцев собак. Для этого нужно организовать эффективную систему учета, регистрации и идентификации животных, в том числе и с помощью электронных носителей информации (чипив), нанесения клейма. Необходимо разработать и внедрить общую электронную базу данных домашних непродуктивних животных в Харькове. После регистрации в отмеченной базе, владельцам должны выдаваться регистрационные удостоверения и номерные знаки их воспитанников. По желанию владельца животное может быть чипированно. В случае, если животное потерялось, оно легко может быть найдено, идентифицировано и возвращено владельцу.

Законом Украины "О защите животных от жестокого обращения" установлены правовые нормы в сфере обращения с животными. Статьей 24 данного Закона предусмотрено наличие местных программ регуляции численности животных в населенных пунктах.

Таким образом, с учетом ситуации, которая сложилась в Харькове в сфере обращения с домашними и другими животными, а также положений отмеченного Закона, возникла неотложная необходимость в разработке и принятии Программы обращения с домашними и другими животными и регуляции их численности в городе (дальше - Программа).

2. Цель и задания Программы

2.1. Цель Программы


- уменьшение количества беспризорных животных исключительно гуманными методами;
- улучшение санитарно-экологической и эпизоотической ситуации в городе;
- создание условий для профилактики явления беспризорных животных;
- изменение общественного мнения в сторону цивилизованного, гуманного и этического отношения к животным, что благотворно повлияет на воспитание подрастающего поколения и моральный климат в обществе.

2.2. Задания Программы Цель Программы может быть достигнута путем решения следующих заданий:
- определение исполнителя, уполномоченного в сфере обращения с животными в г. Харькове;
- внедрение системы гуманного отлова беспризорных животных;
- проведение массовой стерилизации беспризорных животных;
- прививка и лечение беспризорных животных;
- создание общей информационной системы и организация службы поиска животных, которые потерялись;
- проведение разъяснительной и агитационной работы среди владельцев животных о необходимости стерилизации домашних животных;
- создание в городе убежищ для животных разных форм собственности;
- внедрение жесткого контроля в местах продажи животных;
- недопущение отлова животных путем отравления и отстрела;
- ведение мониторинга ситуации в сфере обращения с домашними животными;
- осуществление информационно-просветительской работы среди населения относительно необходимости соблюдения правил держания и обращения с домашними животными.

3. Основные направления реализации Программы

Основными направлениями реализации Программы является:
- деятельность в сфере обращения с домашними животными, которые имеют владельцев;
- деятельность в сфере обращения с беспризорными животными;
- информационно-просвитительская и воспитательная работа, направленная на формирование гуманного отношения населения города к животным.

4. Современное состояние сферы обращения с домашними животными в г. Харькове

Наличие собак и котов в городе полностью оправдано современными моральными и этическими нормами. Но, неконтролированное их размножение и безответственное отношение владельцев домашних животных, по вине которых они оказываются затерянными, брошенными реализаторами в местах продажи, приводит к постоянному увеличению количества беспризорных животных.

Нормативная база, которая регулирует отношения в сфере обращения с домашними животными устарела и не отвечает требованиям действующего законодательства. Действующие "Правила содержание собак, котов и хищных животных в населенных пунктах Украинской ССР", утвержденные в июне в 1980 г., устарели и не отвечают современным требованиям. В городе не настроено ведение мониторинга количества домашних и беспризорных животных, учет и регистрация домашних животных не охватывает значительную часть поголовья, отсутствует эффективная система регуляции количества беспризорных животных.

Основными причинами, которые приводят к увеличению популяции беспризорных животных и, как следствие, к ухудшению санитарно-эпидемиологическому и экологическому состоянию города:
- не урегулировано нормативно-правовое обеспечение вопросов обращения с животными, как в Украине в целом, так и в Харькове;
- несовершенство механизмов регуляции количества беспризорных животных;
- несовершенство существующей системы регистрации и идентификации животных;
- отсутствие материально-технической базы, организационного и финансового обеспечения контроля за численностью беспризорных животных, учета, и регистрации домашних и беспризорных животных, службы поиска животных, которые потерялись;
- несовершенство и неэффективность существующей системы отлова беспризорных животных;
- не отработанная система обращения с беспризорными животными, а именно, проведение их стерилизации, применения современных гуманных методов эвтаназии;
- незначительное количество стерилизованных беспризорных и домашних животных;
- наличие избыточной кормовой базы;
- наличие случаев безответственного отношения владельцев к животным, из-за чего они оказываются брошенными или затерянными, не исполнение Правил содержания домашних животных в городе Харькове;
- отсутствие контроля в местах продажи животных;
- отсутствие в городе убежищ для животных.

Проблема обеспечения надлежащих условий содержания животных и обращения с ними, регуляции численности беспризорных животных является комплексной и требует привлечения разных структур города для ее решения и планирования на долгосрочную перспективу.

Попытка регуляции численности беспризорных животных на территории города путем их истребления оказалась неэффективной. Расширение популяции животных определяется пищевой емкостью территории. Истребление части животных и наличие доступных кормов приводит к усилению давления популяции. Поэтому массовое уничтожение животных не разрешает проблему. Оно может проводиться из года в год, без конца. При этом стимулируется миграция беспризорных животных на свободные территории, тем самым увеличивается риск распространения заболеваний, укусов, несчастных случаев, и тому подобное.

В результате проведенного мониторинга ситуации можно сделать вывод, что существующая более 40 лет в городе система отлова животных, направленная на массовое их уничтожение, неэффективна, она не приводит к существенному уменьшению количества беспризорных животных на территории города и наносит большой моральный вред.

Статистика финансирования работ из вылова беспризорных животных за последние годы:Год Предусмотрено (тыс. грн.) Выполнено работ (тыс.грн.) Выловлено животных
всего за счет денежных средств бюджета
2001 118,0 118,0 11623 11238
2002 180,0 180,0 18051 17143
2003 200,0 197,0 20226 19044
2004 300,0 300,0 21056 19544
2005 437,0 420,0 19752 17736
2006 247,8 179,0 9169 7373
2007 250,0 72,53 (I полугодие) 3251 (I полугодие)


Популяция беспризорных животных на территории города постоянно пополняется за счет:
- размножения беспризорных животных (одна самка в год рожает 8-12 щенков);
- животных брошенных, затерянных, брошенных в местах продажи;
- животных, которые мигрировали из пригородных районов на свободные территории (которые освободились после вылова).

В соответствии с информацией органов санэпидемстанции, эпизоотическая ситуация в городе, связанная с заболеванием на бешенство животных остается напряженной и нестабильной. Так:
в 2000 году зарегистрировано 5 случаев
в 2001 году - 7 случаев
в 2002 году - 12 случаев
в 2003 году - 3 случая
в 2004 году - 5 случаев
в 2005 году - 13 случаев

Заболевания животных бешенством лабораторно подтверждены. В 2006 г. случаев бешенства животных не зарегистрировано. Соотношение заболеваемости на бешенство среди беспризорных и домашних животных по 40 %, среди диких животных - 20% . Среди домашних, 80% составляют коты.

На территории Харькова не организованы места и зоны выгула собак. Владельцы осуществляют выгул собак на территориях общего пользования, зеленых и рекреационных зонах. Вакцинация проводится не вовремя.

Обнаружена высокая пораженность яйцами токсокар (паразит в пищеварительной системе собак) почвы детских площадок, парков, скверов, почвы тепличных хозяйств. В 2006 году специалистами городской СЭС отобрано 18 проб почвы, из которых 77,7% позитивные (обнаруженные яйца токсокар, аскариды (круглые глисты длиной до 10-12 см)). Ситуация, которая сложилась, связанна с высокой численностью собак и кошек в городе и способствует созданию условий для высокого уровня риска заражения населения, в первую очередь, детей.

Существующая в настоящее время в Харькове система отлова животных не отвечает требованиям Закона Украины "О защите животных от жестокого обращения".

Работы связанные с отловом животных выполняет Участок по отлову и утилизации безнадзорных животных КП "Комплекс по вывозу бытовых отходов". Фактически животные умерщвляются на месте. Часто при этом погибают животные, которые имеют владельцев. На Участке отсутствует пункт передержки животных, это является нарушением требований отмеченного Закона. В городе отсутствует единая система учета домашних животных, которая содержит информацию о владельцах, система мониторинга беспризорных животных, которые создают напряженную санитарно-эпидемиологическую ситуацию.

Таким образом, стоит сделать вывод, что решение данной проблемы требует принципиально другого подхода с учетом требований действующего законодательства.

5. Пути решения заданий Программы

Для решения задач Программы необходимо привести ситуацию, которая сложилась в городе с обращением с беспризорными животными, в соответствие с требованиями действующего законодательства. С этой целью:
- запрещать отлов беспризорных животных в городе путем убийства.
- разработать положение о гуманном отлове беспризорных животных, деятельности службы отлова, содержания отловленных животных, гуманной эвтаназии.
- создать новую структуру - исполнителя, уполномоченного в сфере обращения с животными в г. Харькове по решению вопросов: с беспризорными животными; с животными имеющих владельцев; - информационно-просветительскую и воспитательную работу; координацию деятельности уполномоченных органов в г. Харькове в сфере контроля за соблюдением выполнения требований действующего законодательства в сфере обращения с животными.
- разработать и внедрить поощрительную систему сбора с владельцев собак.
- содействовать созданию приютов различной формы собственности для животных и пунктов временного содержания бездомных и потерянных животных.
- содействовать созданию Центра нравственного воспитания с базовой структурой общегородского приюта для животных европейского образца в удобном для посещения месте.
- способствовать обмену положительным опытом и налаживанию партнерских отношений с другими городами Украины и зарубежными странами относительно обращения с животными.

6. Этапы реализации мероприятий Программы
этап: разработка и введение в действие:

- правил содержания домашних животных в г. Харькове;
- положение о порядке регистрации домашних животных в г. Харькове;
- положение о гуманном отлове бездомных животных, деятельности службы отлова, содержании отловленных животных, о гуманной эвтаназии
этап:
- создание новой структуры - исполнителя, уполномоченного в области обращения с животными в г. Харькове;
- организация системы мониторинга количества бездомных животных и животных, имеющих владельцев;
- разработка и введение в действие общей электронной базы данных домашних животных в г. Харькове;
- разработка проектов и создание территорий и площадок для выгула домашних животных и площадок для дрессировки собак;
- разработка схемы сбора, обезвреживания и утилизации погибших животных и отходов жизнедеятельности животных;

7. Механизмы обеспечения реализации Программы
7.1. Нормативно-правовое обеспечение

Реализация Программы обеспечивается выполнением Закона Украины "О защите животных от жестокого обращения", "Правил содержания домашних животных в г. Харькове", утвержденных решением Харьковского городского совета, и другими нормативно-правовыми актами в сфере обращения с животными.

7.2. Финансовое обеспечение Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет:
средств городского бюджета;
внебюджетных средств - добровольных взносов юридических и физических лиц;
средств других источников, не запрещенных законодательством Украины.

С целью учета выполнения мероприятий в Программе социально-экономического развития г. Харькова на следующий год, исполнители ежегодно предоставляют финансово-экономическое обоснование мероприятий, предусмотренных Программой. Средства на реализацию Программы выделяются в бюджете отдельной строкой.

7.3. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение реализации Программы и контроль за выполнением предусмотренных Программой мероприятий осуществляет Департамент жилищного хозяйства Харьковского городского совета. С целью координации деятельности исполнителей Программы, распоряжением городского председателя создается рабочая группа. Департамент жилищного хозяйства Харьковского городского совета готовит для принятия сессией городского совета перечень мероприятий, запланированных Программой, для реализации в следующем году.

7.4. Обеспечения управления и контроля Исполнительные органы районных в г. Харькове советов:
- координируют деятельность предприятий, учреждений, организаций, находящихся на территории соответствующего района по соблюдению требований нормативно-правовых актов в сфере обращения с домашними и другими животными;
- принимают решение о карантинные ограничения, утверждают планы мероприятий по ликвидации очага инфекционного заболевания среди животных, контролируют выполнение карантинных мероприятий;
контролируют соблюдение требований нормативно-правовых актов в сфере обращения с животными юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивают обустройство в случае создания мест и зон для выгула собак на своих административных территориях;
Органы МВД Украины в г. Харькове:
- осуществляют надзор за соблюдением порядка выгула домашних животных (собак) в общественных местах и принимают соответствующие меры в случае нарушения законодательства о порядке обращения и содержания домашних животных.

Управление ветеринарной медицины г. Харькова:

- согласовывают порядок содержания домашних животных юридическими лицами на предприятиях, в учреждениях, организациях, питомниках и других объектах;
- осуществляют карантин животных, которые нанесли повреждения гражданам, другим животным, подозреваемых в заболевании бешенством;
- накладывают карантинные ограничения, утверждают планы мероприятий по ликвидации очага инфекционного заболевания среди животных, контролируют выполнение карантинных мероприятий;
в пределах, своей компетенции осуществляют контроль и надзор за соблюдением требований "Правил содержания домашних животных в г. Харькове", других нормативно-правовых актов по вопросам содержания и обращения с животными.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора:

- осуществляют надзор и прогнозирование эпидемической ситуации, связанной с зооантропонозными инфекциями на территории города и разрабатывают предложения по ее улучшению;
- предоставляют информацию относительно анализа показателей обращений населения за медицинской помощью по поводу укусов людей домашними и другими животными в г. Харькове и по количеству составленных актов о нарушении требований санитарно-эпидемического состояния, связанных с обращением с животными органам местного самоуправления.

Жилищные организации всех форм собственности и подчинения:

- обеспечивают содержание подвалов, чердаков и других технических помещений в домах закрытыми или соответственно оборудованными для предотвращения проникновения в них животных;
- обеспечивают информирование жителей домов о проведении плановой вакцинации от бешенства и других противоэпидемических мероприятий;
- оказывают содействие работникам ветеринарной медицины в проведении противоэпизоотических мероприятий, безвозмездно предоставляют помещения для проведения профилактических прививок против бешенства;
- осуществляют контроль выполнения жильцами домов проведение плановой профилактической вакцинации животных против бешенства и других противоэпизоотических и противоэпидемиологических мероприятий;
- оказывают содействие работникам службы отлова животных исполнению своих должностных (служебных) обязанностей.

Компетентные органы, предприятия и организации в сфере содержания домашних животных:

- осуществляют свои полномочия в пределах, в соответствии с требованиями законодательства Украины и других нормативно-правовых актов, своих Положений или Уставов.

Общественные организации, объединения (согласно своих Уставов):

- способствуют проведению общегородских противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий;
- содействуют организации и проведению информационно-просветительских мероприятий, тематических лекций, семинаров, конференций, выставок с целью обеспечения воспитательной работы по вопросам содержания животных.

8. Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы

Утверждение и реализация предусмотренных мероприятий создаст правовую основу для эффективной работы и контроля в сфере содержания и обращения с домашними животными в городе, будет способствовать:
- существенному уменьшению и регулированию количества беспризорных животных в городе;
- уменьшению загрязнения территории города отходами жизнедеятельности животных;
- улучшению эпизоотического, санитарно-эпидемического, экологического состояния города;
- сохранению здоровья населения;
- уменьшению уровня заболеваний населения болезнями, общими для людей и животных;
- формированию современного гуманного отношения к животным, которые находятся рядом с человеком;
- сознательному отношению граждан к существующим проблемам в сфере содержания и обращения с домашними и другими животными в городе;
- внедрению международного положительного опыта в решении вопросов обращения с домашними и другими животными;
- формированию у подрастающего поколения этичного отношения к животным.

И.О. заместителя городского головы - директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики С.В. Кадыгроб Источник: Харьковская городская Диспетчерская служба «1562»
Изображение
Аватара пользователя
Alisa
Лига помощи животным
Модератор
 
Сообщения: 15565
Зарегистрирован: 23 фев 2012, 19:18

Вернуться в Юридический ликбез

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron