Рекомендации по контролю популяции собак Международного эпизоотического бюро (МЭБ)
Статьи›Методы регулирования численности бездомных животных
Санитарный кодекс наземных животных МЭБ 2012 г. (международное эпизоотическое бюро)
Г Л А В А 7 . 7 .
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И П О К О Н Т Р О Л Ю
П О П У Л Я Ц И Й Б Р О Д Я Ч И Х С О Б А К
Преамбула: настоящие рекомендации посвящены бродячим собакам и собакам, вернувшимся в дикое состояние, которые создают серьезные проблемы для здоровья животных, здравоохранения населения и благосостояния животных, приводя к серьезным социально-экономическим, религиозным и политическим последствиям во многих странах. Здоровье населения, в том числе профилактика зоонозов (в первую очередь, бешенства), является приоритетом деятельности МЭБ, поэтому он придает первостепенную важность контролю собачьих популяций, проводимому таким образом, чтобы не причинять животным излишних страданий. Выполняя ключевую функцию в профилактике зоонозов и вопросах благосостояния животных, Ветеринарные службы обязаны принимать активное участие в контроле собачьих популяций, координируя свои действия с другими общественными органами и организациями, обладающими компетенций в этой области.
Статья 7.7.1.
Основные принципы
Нижеследующие рекомендации строятся на основе положений Главы 7.1, к которым добавляются два принципа:
1. Ответственность владельцев собак может в значительной мере снизить число бродячих собак и частоту зоонозов.
2. Поскольку экология собак связана с деятельностью человека, эффективный контроль собачьих популяций должен сопровождаться изменением образа поведения самого человека.
Статья 7.7.2.
Определения
Плотность популяции, которую может выдержать среда – высшая граница плотности популяции собак, которую может выдержать жилище в зависимости от достаточности ресурсов (корм, вода, площадь помещения) и согласия на то человека.
Программа контроля популяций собак – программа, целью которой является уменьшение данной популяции бродячих собак до определенного уровня, и/или поддержание ее на этом уровне, и/или управление ею для достижения определенной цели (см. статью 7.7.3.).
Владелец – под этим термином могут пониматься несколько человек, члены одной семьи, жильцы одного дома или структуры, в которой содержатся животные.
Собака, зависящая от владельца – любая собака, за которую человек берет на себя ответственность.
Ответственное поведение владельцев собак – положение, при котором владелец (как он определяется выше) принимает и берет на себя ответственность выполнять ряд обязательств согласно действующему законодательству, касающихся удовлетворения поведенческих, экологических и физических нужд своей собаки, а также профилактики рисков (агрессия, передача болезней или ранение) со стороны своей собаки, от которых могут пострадать другие домашние животные или окружающая среда.
Бродячая собака - любая собака, не находящаяся под прямым присмотром человека или способная избежать этого контроля.
В числе типов бродячих собак среди прочих выделяют:
1) бродячих собак, имеющих владельца, но не состоящих под его прямым присмотром или проводящих часть времени на воле;
2) собак на воле, не имеющих владельца;
3) диких или одичавших собак: домашних собак, вернувшихся к естественному состоянию и не зависящих более напрямую от человека в том, что касается размножения.
Статья 7.7.3.
Цели программы контроля популяций собак
Среди возможных целей программы контроля собачьей популяции, среди прочих, выделяют следующие:
1. улучшение состояния здоровья и благосостояния бродячих или зависящих от владельца собак;
2. снижение числа бродячих собак до приемлемого уровня;
3. возложение ответственности на владельцев собак;
4. оказание помощи и поддержание порога антирабической иммунизации собачьей популяции или такой популяции, которая благополучна по бешенству;
5. снижение риска возникновения других помимо бешенства зоонозов;
6. управление другими рисками для здоровья человека (например, паразиты);
7. недопущение негативных последствий для окружающей среды и других животных;
8. пресечение нелегальной торговли и перевозки животных.
Статья 7.7.4.
Ответственность и компетентность
1. Ветеринарные власти
Совместно с другими институтами или компетентными государственными органами Ветеринарные власти несут ответственность за соблюдение законодательства по здоровью животных и благосостоянию животных. Борьба с такими эндемическими зоонозами как бешенство и паразитарные инфекции (в частности, Echinococcus spp.) требует технической экспертизы Ветеринарных властей, поскольку здоровье животных и некоторые аспекты здравоохранения населения относятся к компетентности этих органов. Организация и/или контроль планов управления собачьими популяциями, напротив, могут быть возложены на неправительственные организации и другие, нежели Ветеринарные власти, государственные организации.
2. Другие правительственные органы
Ответственность других правительственных органов зависит от риска, требующего управления, и цели или характера мер контроля, применяемых к собачьим популяциям.
Министерство или любой другой орган, несущий ответственность за здравоохранение населения, обычно играет главную роль и может обладать законодательными полномочиями в области зоонотических болезней. Для предупреждения других рисков для здоровья человека (нахождение собак на автодорогах, агрессия) контроль бродячих собак может возлагаться на службы здравоохранения населения, но чаще он
входит в сферу ответственности местной администрации или других служб, отвечающих за порядок и общественную безопасность на уровне области, района или муниципалитета.
Службы охраны окружающей среды могут брать на себя проблемы, связанные с бродячими собаками, когда они представляют опасность для окружающих (одичавшие собаки в национальных парках, акты агрессии диких животных собаками или передачи болезней дикой фауне). Эти службы могут также прибегать к действиям в ситуациях, когда отсутствие контроля окружающей среды приводит к тому, что популяции бродячих собак угрожают здоровью человека или нежелательны для человека. Так службы защиты окружающей среды могут принимать решение и осуществлять меры для недопущения проникновения собак на полигоны бытовых отходов или к канализационных стокам.
3. Частнопрактикующие ветеринарные врачи
В обязанности частнопрактикующих ветеринарных врачей входит надлежащее консультирование владельцев или лиц, обращающихся с собаками, на предмет получения мнения или лечения.
Частнопрактикующий ветеринарный врач может выполнять важную роль в надзоре за болезнями, поскольку он в большинстве случаев оказывается первым, кто наблюдает собаку, пораженную болезнью обязательной декларации, в том числе бешенством. Приступая к лечению, частнопрактикующие ветеринарные врачи обязаны следовать протоколу, установленному Ветеринарными властями по декларации подозрений на бешенство или другую болезнь обязательной декларации. Частные ветврачи также выполняют важную роль (зачастую совместно с милицией и/или местными органами власти) при работе со случаями невыполнения законоположений, которые могут приводить к проблемам, связанным с неконтролируемыми бродячими собаками.
Частные ветеринарные врачи обладают необходимой компетенцией и обычным порядком вовлечены в санитарные программы и программы контроля популяций собак, среди прочего включающие осмотры, вакцинацию, идентификацию, уход в приютах, стерилизацию и эвтаназию. Чрезвычайно важна связь между частнопрактикующими ветеринарными врачами и Ветеринарными властями, обычным порядком поддерживаемая через профессиональные ветеринарные организации. Ветеринарные власти несут ответственность за создание механизма такой коммуникации.
4. Негосударственные организации
Негосударственные организации (НГО) являются важными потенциальными партнерами врачей Ветеринарных служб, так как они участвуют в привлечении внимания широкой общественности и в сборе средств, необходимых для конкретной поддержки концепции и эффективной реализации программа контроля популяций собак. НГО могут снабжать точной информацией о собачьих популяциях и владельцах животных в данном населенном пункте. Они также могут оказывать помощь при обращении и содержании собак, равно как и в проведении программ стерилизации. Они также могут помогать в деле повышения ответственности владельцев собак, действуя совместно с ветеринарными врачами и ветеринарными властями.
5. Местная администрация
Местная администрация несет ответственность за оказание различных услуг и ведение программ, касающихся здоровья, безопасности и общественных нужд в рамках своей властных полномочий. Во многих странах законодательство наделяет государственные органы местного уровня достаточными полномочиями в сфере здравоохранения населения, здоровья и гигиены окружающей среды, и проверки соблюдения и соответствия законодательству.
Зачастую на государственные органы возложена ответственность за установление и выполнение законоположений, касающихся собак (в частности, регистрацию, микрочипирование, вакцинацию, обязанность держать собак на поводке, брошенных собак), контроля бродячих собак (отлов и помещение в приют) и решение проблем, связанных с контролем в рамках своей компетенции. В принципе, такая деятельность ведется под контролем вышестоящего органа (национального или областного/районного уровней), который располагает экспертами в области здравоохранения населения и здоровья животных. Сотрудничество с частнопрактикующими ветеринарными врачами (в первую очередь, в том, что касается планов стерилизации и вакцинации бродячих собак) и НГО является обычной практикой в деле контроля популяций собак. Какими бы ни были законодательные рамки, в вопросах контроля бродячих собак главное – заручиться поддержкой местных властей.
6. Владельцы собак
Любое лицо, вступающее во владение собакой, тем самым принимает на себя ответственность за это животное и за его возможное потомство, которая остается в силе в течение всей жизни животного, или вплоть до передачи животного новому владельцу. Владелец должен обеспечивать благосостояние своей собаки (в том числе ее поведенческие нужды) и насколько это возможно, защиту собаки от заразных болезней (путем вакцинации и борьбы с паразитами); он также обязан следить, чтобы она не размножалась против желания владельца (например, путем обращения к контрацепции или стерилизации). Владелец отвечает за четкую идентификацию своей собаки (предпочтительно постоянное клеймение, в форме татуировки или микрочипа) и, если законодательство того требует, должен зарегистрировать животное в общей базе данных. Владелец обязан принимать все необходимые меры, чтобы собака не могла уйти из-под его контроля, что может создать проблемы другим лицам и/или окружающей среде.
Статья 7.7.5.
При разработке программы контроля собачьей популяции властям рекомендуется создавать консультативную группу, включающую в свой состав, по возможности, ветеринарных врачей, специалистов по экологии собак, этологии собак и зоонотическим болезням, а также представителей главных заинтересованных сторон (местных властей, служб/органов здравоохранения населения, служб/органов контроля окружающей среды, НГО и общественности). Основной задачей перед консультативной группой ставится анализ и количественная оценка проблемы, определение ее причин, оценка ожиданий населения по отношению к собакам и выработка наиболее эффективных подходов на кратко- и долгосрочную перспективу.
В числе основных замечаний следует назвать следующие:
1. Выявление источников происхождения бродячих собак
a) бродяжничество собак, имеющих владельца;
б) собаки, брошенные своим владельцами, в том числе щенки, рожденные собакой, имеющей владельца,
репродуктивная функция, которой не была проконтролирована;
в) размножение собак, не имеющих владельца.
2. Оценка количества, распределения и экологических параметров бродячих собак
В числе имеющихся практических инструментов следует назвать регистрационные списки собак, оценку популяций и сбор сведений о собаках, владельцах, собачьих приютах и ветеринарных врачах. Основными факторами, определяющими плотность собачьей популяции, которую может выдержать среда, являются доступ к пище, жилищу и воде, общественные привычки и отношение человека.
Для полной оценки собачьей популяции может быть разработана методика. В Статье 7.7.8. представлен обзор подходящих методик. Избранная методика может применяться систематически для оценки эволюции популяций.
3. Регламентные рамки
Регламентные рамки, могущие помочь властям в создании эффективных программ контроля собачьих популяций, могут включать следующие ключевые элементы:
a) регистрация и идентификация собак и лицензирование собаководов;
б) вакцинация против бешенства и другие меры в целях профилактики зоонотических болезней, в зависимости от случая;
в) акты ветеринарных врачей (например, хирургическое вмешательство);
г) контроль перемещений собак (на национальном и международном уровнях);
д) контроль опасных собак;
е) регламентация собаководства и продажи собак;
ж) контроль окружающей среды (бойни, свалки бытовых отходов, мясоперерабатывающие предприятия);
з) регламентация собачьих приютов;
и) обязательства владельцев и властей в сфере благосостояния животных.
4. Средства, которыми располагают органы власти
а) человеческие ресурсы;
б) финансовые ресурсы;
в) технические инструменты;
г) инфраструктуры;
д) совместная деятельность;
е) партнерство по линии государственный сектор – частный сектор – НГО;
ж) партнерство по линии: центральная администрация – областная или районная администрация – местные органы.